ПАМЯТКА
по организации и осуществлению надзора на стадии приема, учета, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях
Проведение проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины осуществляется:
-в территориальных органах внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, ФССП России, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц;
-при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно.
По результатам проверки составляется справка, отдельно по каждому ведомству (рекомендуемый срок их подготовки до 10 числа месяца, следующего за отчетный период).
Указанная справка предоставляется прокурору или курирующему процессуальный надзор заместителю прокурора для изучения и установления резолюции.
При проверке организации работы дежурных частей, в том числе в части картотечных и списочных учетов, соблюдения прав административно-задержанных, ведения книги КУСП и полноты приема сообщений о происшествиях следует:
-устанавливать количество поступивших в правоохранительный орган сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, выяснить какие приняты решения по результатам их рассмотрения (возбуждено уголовное дело, вынесено постановление об отказе в ВУД, передано по подследственности (территориальности), возбуждено дело об административном правонарушении, приобщено к специальному номенклатурному делу);
-изучать сообщения, поступившие на телефон «Горячей линии», «02», а также из ЕДДС, в том числе на предмет нерегистрации в КУСП. Обращать внимание на своевременность их регистрации;
-проверять ведение Книги учета сообщений о преступлениях, обращать внимание на надлежащее заполнение всех граф КУСП, проверять наличие всей необходимой информации, подписей;
-по устным заявлениям граждан проверять корешки талонов- уведомлений на соответствие содержащейся в них информации с данными книги учета сообщений о преступлениях;
-реагировать на факты необоснованного проведения проверок.
Непосредственно в дежурной части ОВД необходимо проверять:
-книгу учета сообщений о преступлениях;
-книгу приема и сдачи дежурств;
-регистраторы речи;
-книгу учета лиц, доставленных в ОВД;
-корешки протоколов задержанных лиц, водворенных в ИВС по подозрению в совершении преступления;
-журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
-квитанционную книжку на прием изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов;
-накопительное дело по суточным оперативным сводкам;
-журнал направления граждан на судебно-медицинское освидетельствование;
-корешки талонов-уведомлений;
-журнал учета сообщений, поступивших по «телефону доверия»;
-тетрадь для записей оперативного дежурного.
-журнал учета выездов на место происшествия работников оперативно- технических служб;
-журнал учета применения служебно-розыскных собак.
Также в ходе проверки необходимо использовать:
-журнал учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
-журнал учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенных для проведения дополнительной проверки;
-журнал учета материалов об административных правонарушениях;
-документацию подразделений Госавтоинспекции, экспертно- криминалистического подразделения.
В целях выявления укрытых от учета преступлений, путем необоснованного их отнесения к обращениям, в канцелярии ОВД следует проверять:
-журнал учета входящей корреспонденции;
-журнал учета исходящей корреспонденции;
-алфавитный журнал учета регистрации жалоб и заявлений граждан;
-книгу рапортов дежурных;
-наряды по жалобам граждан.
Проверка деятельности ведомственной комиссии ОВД по соблюдению требований учетно-регистрационной дисциплины:
Для проведения сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в территориальном органе МВД России создается комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России, также руководителем утверждается положение комиссии и перечень субъектов с кем проводится сверка и периодичность.
Председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя (начальника) территориального органа МВД России. Включение в состав комиссии начальника штаба (при наличии штатной должности), сотрудника информационного центра (при наличии штатной должности) или отдела (отделения, группы) информационного обеспечения (при наличии штатной должности), а также представителей органов предварительного следствия и дознания обязательно.
В ходе проверки необходимо изучать:
-наряды, переписки с учреждениями, предприятиями, организациями по сверке;
-протокольные решения, давать оценку полноте и эффективности их исполнения.
На стадии проверки сообщений о преступлении следует:
-в целях установления и закрепления следов криминальных деяний давать органу дознания исчерпывающие указания, исключив формальный подход. Обеспечить учет и ведение номенклатурного дела с указаниями;
-оценивать действия должностных лиц полиции по даче соответствующих указаний и их выполнению;
-пресекать факты формального продления срока проверки сообщений о преступлении, в отсутствии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ;
-требовать от руководителей правоохранительных органов осуществления надлежащего ведомственного контроля.
На стадии проверки итоговых процессуальных решений следует:
-проверить полноту доследственной проверки (выяснены ли все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного процессуального решения);
-при возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и мотивированного постановления.
Для этого шире практиковать получение объяснений у заявителей в целях выявления фактов применения к ним незаконных методов воздействия со стороны сотрудников органов правоохраны, а также для установления причин изменения ими первоначальных объяснений и отказа привлекать к уголовной ответственности лицо, совершившее преступление. При наличии оснований инициировать доследственные проверки в отношении должностных лиц полиции, проводивших проверку;
-обеспечить надлежащий учет материалов доследственных проверок, ведение книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел;
-обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее пяти суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях;
-при проверке постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела устанавливать:
а) принято ли решение уполномоченным лицом (ст. 151 УПК РФ); б) верно ли дана юридическая оценка содеянному;
в) учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица;
г) дана ли юридическая оценка действиям заявителя по ст. 306 УПК РФ;
-признав решение об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения законодательства об уголовном судопроизводстве, исключив отмены по формальным основаниям;
-в случае признания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законным и обоснованным, возвращать по принадлежности в срок до пяти суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым решением;
-исключить практику установления надзирающим прокурором контроля за проведением дополнительных проверочных мероприятий и устранением имеющихся недостатков без отмены незаконного решения;
-установить, уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения, разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования, а также исполнены ли требования ч. 4 ст. 148 УПК РФ о необходимости направления заявителю и прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения.
При проведении сверки полноты и своевременности принятия процессуальных решений в порядке УПК РФ и их проверке в порядке ведомственного контроля:
-в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от учета необходимо ежемесячно проводить сверку с учреждениями и организациями согласно списку (приложение № 1);
-в целях выявления сокрытых от учета преступлений следует изучать дела об административных правонарушениях, обращать внимание на административные материалы, которые потенциально содержат информацию о наличии преступления с двойной превенцией;
-проверять законность решений о направлении сообщений о преступлениях по территориальной подследственности, вести номенклатурное дело с согласованными постановлениями о передаче сообщений по подследственности.
На предмет необоснованного списания сообщений о преступлении, об административном правонарушении следует ежемесячно изучать номенклатурные дела.
При выявлении фактов необоснованного списания таких сообщений, принимать меры к их регистрации и проведению проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ либо административного законодательства.
При проверке полноты и своевременности регистрации сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях наиболее часто выявляются такие нарушения, как:
-отсутствие должного учета проверочных материалов;
-направление дежурными частями заявителей в оперативные и иные подразделения ОВД без регистрации их заявлений в КУСП;
-списание сообщений о преступлениях в различные номенклатурные дела (наряды) без их регистрации в КУСП;
-передача исполнителям заявлений о преступлениях без их регистрации в дежурной части;
-передача сотрудникам оперативно-розыскных подразделений и участковым уполномоченным материалов, содержащих информацию, указывающую на явные признаки преступления и достаточную для принятия решения о возбуждении уголовного дела, когда такие материалы должны передаваться следователям и дознавателям, уполномоченным принимать решение о возбуждении уголовного дела;
-формализм в работе соответствующих комиссий ОВД при проведении ими сверок полноты регистрации сообщений о преступлениях и иной информации;
-отсутствие в дежурных частях и местах приема граждан стендов, разъясняющих порядок приема, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях;
-невручение заявителям соответствующего талона-уведомления.
При проверке законности и обоснованности решений, принятых по зарегистрированным сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях, наиболее часто выявляются нарушения, связанные:
-с фальсификацией материалов доследственной проверки путем внесения в них ложных сведений, например об отсутствии имевших место преступных действиях либо об отсутствии или незначительности материального вреда, причиненного потерпевшему и т.п.;
-с нарушением порядка проведения осмотра места происшествия и правил составления соответствующего протокола (фактическое отсутствие понятых, неверное указание времени осмотра, нарушение правил изъятия вещественных доказательств и т.п.) и иных следственных действий, проведение которых в соответствии с УПК РФ допускается до возбуждения уголовного дела;
-отсутствием регистрационного штампа КУСП на сообщении о преступлении;
-нарушением правил подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК РФ, при принятии решения по результатам доследственной проверки либо при принятии решения о передаче сообщения по подследственности;
-нарушением сроков принятия решения, предусмотренных ст. 144 УПК РФ;
-принятием по результатам доследственной проверки решения, не основанного на установленных фактических данных либо без принятия их во внимание;
-ненаправлением либо несвоевременным направлением копий постановлений: о возбуждении уголовного дела прокурору, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, либо об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору и заявителю, в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ.